Словарь

СЛОВАРЬ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап коррекции неправильного звукопроизношения; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

АГРАММАТИЗМ – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ
– усвоение артикуляционной базы данного языка.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы.

АРТИКУЛЯЦИЯ – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

БУКВА – графический знак, который используется для обозначения на письме фонем (звуков речи).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ – строение слова и предложения, присущее данному языку.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ –наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

ДИСЛЕКСИЯ- частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ - этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ - дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимущественно ротовым типом дыхания. Максимальным расхождением голосовых складок на выдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

ЛОГОПЕДИЯ – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА – резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях.

НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (лексико-грамматический строй речи, звуковая культура речи), относящихся к звуковой и смысловой стороне.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА - создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими ощущениями.

ПРОФИЛАКТИКА - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

РЕЧЕВАЯ КАРТА – основной документ, характеризующий состояние речи ребёнка; заполняется логопедом при обследовании.

РИНОЛАЛИЯ – расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ЧТЕНИЕ – сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.




Наш, адрес:
Великий Новгород
Ул. Нехинская 57
тел.: 557-583, 8-911-621-12-21




Центр
"ОТКЛИК"
О центре | Психологи | Услуги | Новости | Литература | Краткая информация | Статьи выступления | Подготовка к школе | Логопедия и дефектология |Фотогалерея | Словарь | Обратная связь|