СЛОВАРЬ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап коррекции неправильного звукопроизношения; направлен на формирование
правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении
поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
АГРАММАТИЗМ – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую
упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное
согласование слов в роде, числе, падеже.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ – усвоение артикуляционной базы данного языка.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию);
включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы.
АРТИКУЛЯЦИЯ – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для
произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
БУКВА – графический знак, который используется для обозначения на письме фонем (звуков речи).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ – строение слова и предложения, присущее данному языку.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ –наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или физическими
недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки:
искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных
слов в предложении, аграмматизмы на письме.
ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого
аппарата.
ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
ДИСЛЕКСИЯ- частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ - этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения,
направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу
образования.
ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ - дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным
выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимущественно ротовым типом дыхания. Максимальным
расхождением голосовых складок на выдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц
речевого аппарата.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям
со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У
этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений
речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная
клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на
фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
ЛОГОПЕДИЯ – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической
работы с ними.
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА – резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего
с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях.
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой
функции или речевой системы в целом.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование
всех компонентов речевой системы (лексико-грамматический строй речи, звуковая культура речи), относящихся к
звуковой и смысловой стороне.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА - создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми,
двигательно-кинестетическими ощущениями.
ПРОФИЛАКТИКА - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
РЕЧЕВАЯ КАРТА – основной документ, характеризующий состояние речи ребёнка; заполняется логопедом при
обследовании.
РИНОЛАЛИЯ – расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе
речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления
голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и
твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий
восприятие фонем данного языка.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – нарушение процесса формирования произносительной системы родного
языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
ЧТЕНИЕ – сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и
воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.
Наш, адрес:
Великий Новгород
Ул. Нехинская 57
тел.: 557-583, 8-911-621-12-21
|