Логопедия и дефектология

Логопедия и дефектология

Логопедия

Обследование
Занятия
Терминологический словарь
Статьи по логопедии


Дефектология

Обследование
Занятия
Терминологический словарь
Статьи по дефектологии



Логопедия Учителя – логопеды Cпециалистов Бабаева О.Н., Галактионова О.В.) ПЦ «Отклик» оказывают диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую помощь детям с речевыми нарушениями

C детьми работают учитель-дефектолог и педагог-психолог.
Обследование логопедическое
Устная речь
Письменная речь (чтение и письмо)
• Звуковая культура речи
1. Артикуляция (строение и моторика органов артикуляционного аппарата)
2. Звукопроизношение
3. Речевой слух (умение слышать и различать звуки речи, проводить элементарный звуковой анализ)
4. Речевое дыхание
5. Слоговая структура (словопроизношение и словесное ударение)
6. Темп речи и качество голоса
7. Дикция
8. Выразительность речи

• Словарный запас
• Грамматический строй речи
• Состояние связной речи
Выявление степени овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;

Выявление нарушений письма и чтения (характер специфических ошибок, степень выраженности)

На обследование желательно принести рабочие тетради ребёнка.


Занятия логопедические (индивидуальные)
Подготовка к школе детей с нарушениями речи (групповые);
Для дошкольников Для школьников
• Коррекция звукопроизношения и фонетико-фонематического недоразвития речи (применяются методы: артикуляционная гимнастика, логопедический массаж (по необходимости), общепринятые методы постановки звуков, игры и упражнения для развития речевого слуха; игровые методы закрепления и различения звуков речи)

• Коррекция общего недоразвития речи (нарушены все компоненты речи). Применяются игровые методы коррекции всех компонентов речи.
• Занятия для учащихся начальных классов по коррекции нарушений письма и чтения.

•Коррекциязвукопроизношения
На занятия зачисляются дети с общим недоразвитием речи.

Смотретьраздел«Подготовкакшколе»


Статьи: (по логопедии)

1. Артикуляционные упражнения
2. Возрастные особенности речевого развития детей
3. Нарушения письма и чтения
4. Анатомические дефекты артикуляционного аппарата и звукопроизношение



АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастика, направленная на развитие органов речи (язык, губы, мягкое нёбо), называется артикуляционной.
Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков занимается только учитель-логопед!

Основными задачами АГ являются:
— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Правило проведения артикуляционной гимнастики:
Большинство упражнений выполняются с широко открытым ртом, с улыбкой и обязательно перед зеркалом под счёт!

Что нужно для занятий?

• Большое зеркало
• Чистый носовой платок или салфетки

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЁК
«ХОМЯЧОК». Надуй щёки изо всех сил, как у хомячка. Подержи щёки, не сдувай, пока не сосчитаешь до пяти.
«ХУДЫШКА». А теперь, наоборот, втяни щёки сильно-сильно внутрь. Подержи так, считая до пяти.
«ПОЛОЩЕМ ЗУБКИ». Ты умеешь полоскать зубы водой. А теперь попробуй воздухом. Набери побольше воздуха в рот, «пополощи» под правой щекой, под левой, под верхней губой и под нижней. А теперь выпустим воздух изо рта постепенно, как выливаешь воду.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«ТРУБОЧКА». Сожми несильно зубки. Губы вытяни вперёд, как если бы ты хотел погудеть паровозиком : «У-У-У».
« УЛЫБКА». Улыбнись широко-широко, показывая зубки.
«ТРУБОЧКА» - « УЛЫБКА» . До 10 раз.
«ЖИВЫЕ ГУБКИ». Покусай слегка свои губки зубами.
«ПОЦЕЛУЙЧИК». Громко чмокни губами, можно чмокнуть не воздух, а мамину щёку.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ЛОПАТКА». Широко открой рот, улыбнись, высуни широкий, плоский язычок – такой, как лопатка. Подержи его, не убирай, пока не сосчитаешь до пяти.
«ИГОЛОЧКА». Широко открой рот, улыбнись. Вытяни вперёд острый, как иголочка, язычок.
«ЛОПАТКА»- «ИГОЛОЧКА»
«ЗМЕЙКА». Рот широко открой, улыбнись. Узкий язык сильно выдвигай вперёд и убирай вглубь рта.
«ДОСТАНЬ ДО НОСА, ДО ПОДБОРОДКА» Широко открой рот, улыбнись. Потяни язычок вверх к носу, вниз к подбородку.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Широко открой рот, улыбнись, обведи языком губы по кругу с уголка на уголок.
«МАЯТНИК» Широко открой рот, улыбнись, равномерно покачивай язычком вправо-влево, обязательно доставая до уголков рта.
«КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО». Широко открой рот, улыбнись, делай язычком «лакательные движения» слегка загибая кончик языка вверх, чтобы «молочко не проливалось».
«ЧАШЕЧКА». Широко открой рот, улыбнись, загибай кончик языка и боковые стороны языка вверх так, чтобы туда можно было и вправду налить капельку молока или водички. Подержи до пяти. Вместо молока можно положить в чашечку витаминку или конфетку –горошинку.
«СЕРДИТАЯ КОШКА». Попробуй вверх выгнуть «спинку» язычка, а кончик зацепить за нижние зубки.
«МОЛОТОЧЕК». Широко открой рот, улыбнись/ рукой подержи подбородок, чтобы он не поднимался. Кончиком языка ритмично ударяй в бугорки за верхними зубками. Сначала выполняй упражнения медленно, потом всё быстрее и быстрее!
«ЛОШАДКА». Широко открой рот, улыбнись. Постарайся «цокать» язычком, не ломая улыбку. Рот открывать «до отказа».
«ПРИСОСКА». Широко открой рот, улыбнись. Плотно присоси язык к нёбу, так, чтобы хорошо стало видно ниточку-уздечку под язычком. Подержи на счёт до пяти.
«РЕЗИНОЧКА». Сделай «присоску». Покачай подбородкок на уздечке «вверх-вниз». Уздечка будто растягивается, как резиночка.
«КАЧЕЛИ». Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
«МАЛЯР». Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.


Дефектология

Комплексное обследование детей
(осуществляется учителем-дефектологом и педагогом-психологом)

1. Исследование эмоционально-личностной сферы. (самооценка, произвольность и волевая регуляция, социальные эмоции, особенности адаптивного поведения)
2. Исследование речи (по специальной схеме логопедического обследования)
3. Исследование игровой деятельности (структурные компоненты и основные характеристики игровой деятельности, определяется уровень ее развития)
4. Исследование базовых психических функций. В блок входят задания на определение зрелости базовых психических функций: восприятия, памяти, внимания, их качественных характеристик.
5. Исследование пространственно-временных ориентировок и представлений.
6. Исследование психомоторного развития.

В блок входят задания на выявление особенностей сформированности движений ребенка.
7. Исследование мышления.

Данные обследования позволяют проанализировать характер познавательных нарушений и определить оптимальные условия обучения ребенка, проводить своевременную профилактическую и коррекционную работу
По результатам обследования уже в дошкольном возрасте можно начать коррекционно-профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма, нарушений слоговой структуры, недостатков графического изображения предметов и других нарушений, которые выявляются на более поздних этапах развития ребенка.

Коррекционные занятия

Предлагаем

Индивидуальные занятия
Групповые занятия
На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция звукопроизношения и других компонентов речи, развитие мыслительных операций На групповых занятиях осуществляется комплексная подготовка детей к обучению в школе.
Смотреть раздел «Подготовка к школе»


Статьи:
1. Характеристика детей с ЗПР


Наш, адрес:
Великий Новгород
Ул. Нехинская 57
тел.: 557-583, 8-911-621-12-21




Центр
"ОТКЛИК"
О центре | Психологи | Услуги | Новости | Литература | Краткая информация | Статьи выступления | Подготовка к школе | Логопедия и дефектология | Словарь | Фотогалерея | Обратная связь|